История храма

Первое упоминание о существовании храма в селе относиться к 15 веку. В 1452 г. киевская княгиня Анастасия Васильевна – внучка кн. Дмитрия Донского, пожаловала  с. Передол Троице-Сергиевому монастырю. Этот вклад для святой обители в то время имел и политическое значение, т.к.  земли  киевской княгини в пределах Московского княжества подчинялись Польше. В 1594 г. в монастырской вотчине кроме села было 8 деревень и 23 пустоши. В селе стоял храм, освященный, вероятнее всего, во имя преп. Сергия Радонежского, который  сгорел при нашествии поляков в 17 веке. В 18-19 в. престол нового деревянного храма был посвящен празднику Рождества пресвятой Богородицы. Надпись на храмозданном кресте  сообщала, что здание построено в 1675 г. Прихожане по-прежнему чтили память преподобного Сергия и отмечали престольный  праздник 8 октября. В 1892 году священником Рождества Пресвятой Богородицы Передольской церкви, стал  Алексей Николаевич Соколов. Он также учил детей в церковно-приходской школе с.Передоль и преподавал Закон Божий в земской школе д.Белоусово. (Соколов был довольно заметным общественным деятелем местного масштаба на рубеже ХIХ-ХХ веков. За свои труды по проведению в крае первой Всеобщей переписи населения Алексея Николаевича наградили медалью. В 1901 году его избрали членом уездного Училищного совета.) В 1896 г. было принято решении о  строительстве нового каменного храма, т.к. прежний – деревянный — не подлежал ремонту: здание наклонилось набок и вперед, пол приобрел покатность. Возведение нового храма  в Передоли имело огромное значение еще и потому, что  в округе жило много раскольников (по спискам 1915 года 190 дворов общим количеством 1135 человек), и недалеко от ветхого храма (в с. Кривошеино) стояла их большая  каменная часовня, окруженная оградой. Для строительства храма был построен завод по изготовлению кирпича, который уже в 1897 г.  выпустил 250 000 тысяч кирпичей.  Было много и пожертвований: умершая вдова коммерции советника А.К. Медведникова завещала 3 000 тыс. рублей, почетный московский  гражданин, купец 1-ой гильдии Николай Сергеевич Воробьев  внес более  9 000 тыс. рублей. Помимо этого им были подарены иконы: Божией Матери  «Скоропослушница» привезенная с Афона в сребропозлащенной ризе, Спасителя, мчч. Пантелеимона и Георгия, запрестольные иконы «Распятие» и «Знамение». Всего за 1895-1904 гг. поступило пожертвований на сумму 32 305 руб.50 коп.  Крестьянин д. Кривошеино  Евтихий Кондратьевич Куликов подарил иконы свтт. Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, мч. Евтихия на золотом чеканном фоне в киоте. Интересно отметить, что строительство нового храма велось очень бережно по отношению к памятникам прошлого. Даже спустя 4 года после начала строительных работ, судя по «Клировым ведомостям» 1904 года «ветхий деревянный храм» не только продолжал стоять на прежнем месте, но вокруг него установили деревянную ограду, чтобы защитить старое церковное кладбище. 30 марта 1904 г. был подписан акт об окончании строительства храма. Престол в новом храме по просьбе  Н.С. Воробьева был посвящен двум угодникам Божиим – св. Николаю и преп. Сергию. Так появился в с. Передоль Николо-Сергиевский храм.

Судьба храма в первые десятилетия советской власти доподлинно неизвестна. Если храм и закрывался, то на непродолжительное время на рубеже 20-х и 30-х гг. , по причине отсутствия священников. Известно, что официально храм закрыт не был, а уже в 1935 г. и позже храм действовал (по словам «старожил»), а в 1944 году община получила государственную регистрацию.

Работа  по изысканию архивного материала данного периода находятся на начальной стадии.

«После 1917 г. храм в Передоли не закрывался. В 1920-х гг. был разобран старинный деревянный храм Рождества Богородицы.» (Сорокина Л.Б. Святыни окрестностей Обнинска. – Обнинск:, Артифекс, 2006 г. Глава 8, стр.106-113)

Как писал в своей статье «Без прошлого нет будущего» в обнинской газете «Час Пик»  за 2004 г. Д.М. Швецов, ему в 1971 году посчастливилось пообщаться с сыном первого настоятеля храма священника Алексея Николаевича Соколова. Его звали Викторин Алексеевич Соколов. (Д.М. Швецов  только предполагал, что это сын первого священника, но сейчас это доподлинно известно из послужного списка настоятеля храма за 1915 год, где имеется запись о его девятом ребенке Викторине 1904 года рождения.) Уроженец Передоли, Викторин Алексеевич с 1918 по 1924 год жил и учился в колонии «Бодрая жизнь» — известном детище С.Т.Шацкого. После окончания школы около двух лет учительствовал, затем закончил институт иностранных языков и работал учителем в Угодском Заводе. После выхода на пенсию поселился в Передоли.  По его словам, старый деревянный храм разобрали в 1930 году, а  дубовые бревна пошли на строительство колхозной конюшни, которая сгорела в 1940 году. Когда здание разбирали, сожгли большое количество бумаг – церковный архив, религиозные дореволюционные издания. Викторин Алексеевич подобрал одну старинную бумагу – что-то вроде документа, удостоверяющего личность некоей жительницы села. Этот документ у него обманным путем потом забрал какой-то нечестный приезжий любитель истории. Соколов так же показал приблизительно место, где стоял храм: южнее нынешнего кирпичного. К нему вела березовая аллея, от которой осталось всего одно дерево.

Так же известно, что «Священник Виктор Викторович Астахов, уроженец и житель с. Передоли, 12 апреля 1930 г. «тройкой» ПП ОГПУ Московской области осужден по статье 58, п.10 УК на 3 года высылки в Северный край. Вместе с ним была выслана псаломщица Анна Мартыновна Пожарнова» (Из бездны небытия: Книга памяти репрессированных калужан. Калуга, 1993-1994, Т.1, с.101; Т.3, с.42).

Во время Великой Отечественной войны, стоящие в селе фашисты первое время позволяли жителям окрестных деревень посещать службу, при этом из-за боязни партизан ввели пропуска. При отступлении из Москвы, их  карательные действия приобрели жестокий характер. Местных жителей согнали в храм, который решено было взорвать.  Спасли два батальона русских лыжников со стороны г. Жуков, которые нанесли сильный и неожиданный удар по немецким захватчикам. Люди остались живы, храм не понес существенных разрушений.

В июле 1944 года община храма получила Государственную регистрацию, но к сожалению история храма до 60-х годов малоизвестна. В 2014 году приезжали в храм родственники  священника Михаила, который  приблизительно в 50-х годах служил в храме, но ничего подробного не смогли рассказать, т.к. сами искали информацию о нем.

С 1962 года по 1979 год настоятелем храма был назначен священник Стефан Мейлах, похороненный на  деревенском кладбище. Старший сын о. Стефана проживает в д. Передоль. О о. Стефане многие «старожилы» отзывают очень тепло, вспоминая его доброту и самоотверженное служение. О. Стефан Мейлах когда приехал на место служения с семьей, на свои средства приобрел  дом в Жукове и перевез его в Передоль, оставив затем его приходу. По рассказам дочери о. Стефана — Глафиры Степановны — в то сложное время, когда  о.Стефан совершал свое служение, им тайно (т.к. староста был «поставлен» советской властью и постоянно доносил на батюшку в район) было крещено более 1000 человек (приезжавших под видом гостей) из разных городов Калужской и Московской области. Очень теплые были отношения у о. Стефана с Архиепископом Гермогеном (Голубевым), который иногда приезжал в гости к простому сельскому священнику. Так же при о. Стефане для сохранения истории были переданы в Ленинскую Библиотеку г. Москвы различные дореволюционные книжные издания  и журналы хранившееся на колокольне храма.

14 мая 1979 г. настоятелем храма был назначен о. Георгий Ефанов (†2005).

31 августа 1980 г. настоятелем стал свящ. Леонид Страхов.

9 февраля1981 г. настоятелем был назначен о. Владимир Борисевич.

8 апреля 1981 г. настоятелем храма был назначен священник Виктор Козак.

30 мая 1984 г. священник Валентин Дронов был назначен настоятелем храма.

28 октября 1984 г. и 22 мая 1985 г. Преосвященный Илиан, епископ Калужский и Боровский совершал в храме Божественную Литургию.

13 мая 1986 г. настоятелем храма был назначен прот. Виктор Савин.

16 февраля 1987 г. настоятелем храма был назначен свящ. Иоанн Борисов (†2001).

В период  конца 80-90х годов храм очень часто подвергался ограблению, от чего пострадал больше нежели за всё время гонений на Церковь. По этой причине, в 1991 году о. Иоанн передал большую часть не использовавшихся на богослужениях икон, хранившихся в храме, в открывшийся тогда приход в честь Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцово Московской области, куда настоятелем был назначен его сын — свящ. Игорь Борисов, где они  находятся и по ныне.

3 декабря 1998 года настоятелем храма был назначен свящ. Стефан Дедьё.

8 ноября 1998 г. Божественную Литурггию в храме совершил Высопреосвященнейший Климент, архиепископ Калужский и Боровский

В 2004г. к празднику 100-летия освящения храма, был пожертвован набор из 6 колоколов, которые освятил Преосвященнейший Георгий, епископ Людиновский , викарий Калужской епархии, который возглавил празднование  100-летия храма.

К концу 2011 года храм был газифицирован, что решило проблему с отоплением.

С 3 марта 2012 года и по сей  день,  настоятелем храма является иерей Виталий  Денисов.

С 2012 года в храме ведутся посильные реставрационные работы.